Донбассу грозит экологическая катастрофа: на Святогорском месторождении началась добыча сланцевого газа
Пока правительства Республик ДНР-ЛНР в страхе перед коварной бациллой прервали сообщение даже между собой, опасность подобралась, откуда не ждали. Компания «Нафтогаз» начала добычу сланцевого газа в Донбассе. Об этом на своей странице в Facebook сообщил глава ведомства Андрей Коболев: «Сегодня начали подачу в систему магистральных газопроводов газа из Святогорского месторождения, которое находится «внутри» большой, недавно приобретенной нами Юзовской площади. Чтобы сделать это возможным, наши специалисты из «Нафтогаз Разведка» и «Добыча» запустили новую установку подготовки газа, 26 км газопровода и подключили три скважины. Их особенность в том, что они пробурены в так называемые плотные коллекторы, то есть в породы с низкой проницаемостью, из которых добывать газ намного сложнее. Но возможно, если применять современные технологии».
Указанный Юзовский участок расположен на территории Донецкой и Харьковской областей, включая заповедные земли Святогорска, где, согласно данным гидрогеологической разведки, обнаружены огромные запасы сланцевого газа, примерно 3,6 трлн. кубометров, причем наибольшая концентрация газовых запасов находится в районе Святогорских гор.
Технология добычи сланцевого газа весьма эффективная, однако, несет разрушительные последствия для окружающей среды. В упрощенном виде процесс выглядит примерно следующим образом – бурится глубокая скважина, порой 2-3 км, и в нее закачивается огромный объем воды вперемешку со специальными химикатами, образуя гидроразрыв пласта. Из возникающих трещин просачивается газ, который собирается на поверхности. Вместе с газом также поднимаются токсичные отходы, часть из которых испаряется, а часть хранится в созданных тут же отстойниках, которые невозможно утилизировать с соблюдением экологических стандартов. В итоге химикаты попадают в почву и грунтовые воды, уничтожая в зоне загрязнения всю экосистему.
Последствия этого варварства очень трудно спрогнозировать. Район Святогорска, Славянска и Красного Лимана – это не просто уникальный природный уголок, Донецкая Швейцария, как его называют с любовью в Донбассе, но и один из самых больших источников грунтовой пресной питьевой воды в Европе. На долю Северного Донца приходится примерно 80% водоснабжения Донбасса. По сути, Северский Донец – это источник жизни региона, загрязнение которого для здоровья людей по масштабам будет и близко не сопоставимо с пандемией COVID-19. Причем Северский Донец впадает в Дон, и очевидно, что последствия грозящего экологического бедствия могут сказаться и на жителях России.
Впервые с пагубной идеей разработки сланцевого газа в Донбассе выступило правительство Януковича, пригласив в 2011 году для реализации проекта известную компанию Royal Dutch Shell, с которой заключили 50-летний контракт и соглашение о разделе продукции. Янукович решил убить двух зайцев – пошантажировать Кремль с целью снижения цены на поставляемый газ, ну и заработать на импорте. И плевать ему было, что райский уголок его родины превратится в безжизненную пустыню и вонючую клоаку – деньги, как известно, не пахнут, тем более большие.
Но землякам Виктора Федоровича оказалась небезразлична судьба региона, и, как только просочилась информация о сланцевых планах правительства, в Донецкой и Харьковской областях прокатилась волна протестов. После госпереворота и бегства Януковича странным образом место Royal Dutch Shell заняла Burisma Holdings, в совет директоров которой вошел Хантер Байден, сын Джозефа Байдена, на тот момент занимавшего должность вице-президента США. Заокеанские партнеры потребовали от новой власти исполнения контрактных обязательств по добыче сланцевого газа в Донбассе, и развязанную затем бойню многие рассматривают как зачистку территории для реализации проекта. Однако военные действия в Донбассе и коррупционные скандалы, связанные с деятельностью сына Байдена в Burisma, заморозили разработку Юзовского участка, а украинская фемида наложила арест на 46 скважин компании на территории Украины.
Но на этом сланцевая эпопея в Донбассе не закончилась. С 2016 года в районе сел Студенока и Яремовка (10 км от Святогорска) проводилось бурение так называемых «разведывательных» скважин, что вызвало недовольство местных жителей. В феврале прошлого года «Нафтогаз» представил новую программу по увеличению добычи газа «Тризуб». Программа состоит из трех направлений: «Добыча природного газа из более глубоких залежей, добыча сланцевых пород газа и разработка шельфа Черного моря на углеводородном участке «Дельфин», причем по второму направлению компания планирует осваивать Святогорское месторождение.
Эта информация прошла практически незамеченной. Не было возмущения общественности, экологов и т.д. Полная тишина, и первая ласточка не заставила себя долго ждать – 14 января 2021 г. «Нафтогаз» официально заявил, что приступил к добыче сланцевого газа в Юзовском бассейне, и первый газ пошел по трубам. Ну что ж, проект экологической диверсии в Донбассе открыто перезапущен. Последствия, я думаю, мы ощутим уже в ближайшее время. Вопрос – мы намерены спокойно наблюдать за нарастающим экологическим коллапсом, ограничиваясь Минским болотом и выражением «озабоченностей», или наконец примем решительные меры, чтобы остановить грядущую катастрофу?
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
Источник: