«Госуслуги» встают на колёса
С 1 мая в России изменится порядок купли-продажи подержанных автомобилей. Наряду с обычной схемой подписания бумажных договоров появится возможность заключить сделку через портал «Госуслуги». Эксперты считают, что новый механизм может ускорить рост отрасли, но не исключают вероятности возникновения различных технических проблем, связанных, в частности, с безопасностью сделок.
Разработкой новой инициативы с 2019 года занимается Минцифры России по договорённости с органами ГИБДД. Для последних введение электронного документооборота должно снизить нагрузку на регистрационные подразделения и искоренить многочисленные ошибки, допускаемые продавцами и покупателями при подписании бумажных договоров.
Изначально планировалось, что новые правила вступят в силу уже в 2020 году, но срок разработки был увеличен до 1 мая
«В результате внедрения электронных договоров существенно сократится время на оформление сделки, будет исключён риск ошибок при их составлении и повысится их безопасность. Мы планируем в том числе таким образом упростить процедуру заключения договоров купли-продажи автомобилей между гражданами», – цитируют слова директора департамента передовых цифровых решений Минцифры России Алексея Горобцова в пресс-службе министерства.
Впрочем, как будет работать новый механизм, пока не известно. Как пояснили «Октагону» в Минцифры, процедура заключения договора купли-продажи авто через портал «Госуслуги» ещё прорабатывается. Перечень действий будет понятен после того, как ведомство утвердит соответствующий приказ.
«Но уже можно сказать, что при заключении договора через портал госуслуг информация об автомобиле в договоре будет автоматически заполняться на основе данных из базы Госавтоинспекции МВД России. Что касается безопасности, то чистота сделки будет проверяться путём запроса информации также из баз данных Госавтоинспекции МВД России».
Пресс-служба Минцифры
Как сообщили в ведомстве, система будет проверять технические данные автомобиля из ПТС, наложение различных ограничений на сделки с автомобилем, наличие техосмотра, уточнять задокументированный пробег.
– Таким образом, это будет служить гарантией того, что все заявленные данные об автомобиле соответствуют действительности. Сделку смогут провести покупатель и продавец, которые имеют подтверждённые учётные записи на «Госуслугах» (Наличие электронной подписи пока не требуется. – τ.), – заключили в Минцифры.
Услуга пришлась рынку по нраву
Инициатива властей стала своевременной – рынок подержанных автомобилей в последние годы растёт. Как пояснили «Октагону» в аналитическом агентстве «Автостат», даже в кризисном из-за пандемии 2020 году объём рынка легковых автомобилей с пробегом вырос на 1,7 процента – всего было продано около 5,5 млн автомобилей против 5,4 млн годом ранее.
В последнее время растёт и стоимость сделок купли-продажи (согласно справочнику Autostat Price Book, средняя цена легкового автомобиля с пробегом за февраль 2021 года составила 707,7 тыс. рублей, тогда как годом ранее этот показатель находился на уровне 629,5 тыс. рублей), что также приводит к необходимости обезопасить рынок от недобросовестных участников.
– Конечно, сперва будут возникать вопросы к работе новой системы – как и при любом нововведении. Но в будущем она сделает процесс купли-продажи автомобилей с пробегом удобнее, – считает официальный представитель агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Объёмы продаж подержанных автомобилей увеличились, несмотря на кризис 2020 года.Фото: Максим Блинов/РИА Новости
С необходимостью регулирования отрасли согласны и автоюристы. По их словам, сейчас при совершении сделки подвергаются риску не только покупатели, но и продавцы.
– Схема продажи подержанных автомобилей крайне проста. Стороны заключают простой письменный договор купли-продажи, после чего покупатель обязан в течение 10 дней обратиться в регистрационное отделение ГИБДД и зарегистрировать автомобиль на себя. С одной стороны, здесь риски есть у покупателя, но зачастую проблемы появляются и у продавца. Если автомобиль покупает перекуп, то резона переоформлять автомобиль на себя у него нет. Он будет несколько раз переписывать договор, постоянно продлевая те самые 10 дней, и ездить на купленном автомобиле, поясняет изданию автоюрист Дмитрий Славнов.
По словам юриста, такая уловка со стороны перекупщиков может дорого обойтись продавцу. Во-первых, на его адрес будут приходить штрафы, во-вторых, если покупатель попадёт в ДТП или собьёт человека, то прежде всего правоохранители придут к прежнему владельцу, которому и придётся доказывать, что он добросовестный участник сделки.
– В таких случаях заключение электронного договора купли-продажи на «Госуслугах» позволит продавцу избежать проблем – МВД будет знать о сделке и сможет идентифицировать нового собственника, даже если он не приедет на регистрацию. Новому владельцу машины госсервис даст объективную информацию об истории регистрации автомобиля и его юридической чистоте, – подчеркнул Дмитрий Славнов.
На данный момент на рынке есть множество агрегаторов, которые по открытым государственным базам отслеживают историю автомобиля и его чистоту, но зачастую покупатели не пользуются этими сервисами, не зная о них. Поэтому проверка юридической подноготной автомобиля на портале госуслуг будет неоспоримым плюсом.
Безопасность под вопросом
Участники рынка не исключают и возникновения рисков, связанных с введением электронной формы договоров. Новая процедура в будущем не должна полностью заменить традиционную схему покупки из-за слабого проникновения технологий в отдалённые регионы.
– Например, где-нибудь в деревнях жители слабо пользуются интернетом, да и люди старшего поколения тяжело воспринимают новые технологии. Для них проще иметь документарное подтверждение сделки – бумажный договор, – отмечает Дмитрий Славнов.
Впрочем, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что бумажная форма договоров будет сохранена на продолжительное время.
«Внедрение в практику электронных договоров отвечает задаче цифровизации страны, но вряд ли получится сразу сделать идеальной практику их применения, какие-то узкие места могут остаться. К числу возможных рисков можно отнести сложности при решении споров, так как практика использования в отечественных судах электронной информации пока небольшая»
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
По эксперта, при создании стандарта электронного договора разработчики, скорее всего, будут максимально исключать возможность продажи автомобиля без ведома владельца.
– Если такие случаи всё же будут, то это может вызвать рост социальной напряжённости, существенную нагрузку на суды и правоохранительные органы. Властям это не нужно, так что, скорее всего, формат электронного договора будет содержать различные ограничения, – заключил эксперт.
Другим риском может стать уровень безопасности аккаунтов продавцов и покупателей на портале «Госуслуги».
– Отсутствие необходимости приобретать усиленную квалифицированную электронную подпись в определённой степени расширяет возможности для мошенничества. Ведь многие пользователи сервиса «Госуслуги» хранят свои пароли, например, в диспетчере паролей Google, в кеше браузера и так далее. Предотвратить мошеннические действия, если сторонние лица уже получили доступ к порталу госуслуг, можно, только быстро отреагировав на незаконные регистрационные действия, – заключил аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: