Иллюзия партийной демократии

За последние четверть века партийное строительство в России и странах СНГ претерпело поистине революционные изменения. Прежде всего — в осмыслении самого процесса партстроительства. Уже который год граждане России воспринимают само слово «партия» как частное предприятие — с учредителем, директором, уставным фондом, должностями и прочими атрибутами коммерческой структуры. Несколько партий — таких вот «предприятий» — фактически приватизировали власть в стране, лишив народ возможности влияния на государственные процессы, тормозя любые преобразования сложившейся системы. Поэтому в повестке дня политических событий ближайших лет и появился вопрос построения настоящей народной партии нового типа, а не технологического полит-проекта.

Как и для чего возникают партии в современной России? И почему народ стал ассоциировать их с некими обществами с ограниченной ответственностью? Именно «ограниченной», потому что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ нет детализации подотчётности и ответственности партий перед избирателями. Как и депутаты, получившие мандаты по партийным спискам, фактически неподотчётны народу. У них есть обязательства перед своими однопартийцами. Но не нижестоящими — опорой, фундаментом политической структуры. А перед вышестоящими — флюгерами на крыше, трепетно реагирующими на изменения погоды в Кремле.

Для примера возьмём программу строительства одной из политических партий, которая в настоящее время пытается найти своё место под солнцем в российской действительности. Чтобы не стать обвинёнными в антипиаре накануне избирательного забега 2016 года называть её не будем, но приведём ряд цитат из документов.

Итак, что самое главное в современной российской партии? Конечно же, лидер! То есть директор, лицо организации, полпред. Так приучили наш народ, что у каждого проекта обязан быть барин. Под него и ради него всё и затевается. Могут быть ещё учредители и соучредители, но о них немного позже, им не нужно светиться на телевидении, в газетах и участвовать в информационных поводах. Первым делом «холопам» демонстрируют лицо лидера партии, и серией публичных и информационных мероприятий надувают ему узнаваемость. Причём не обязательно позитивную. Лидеру могут даже позволить ругать власть — российскую, американскую, европейскую, украинскую, всё зависит от поставленных задач и конъюнктуры.

Далее лидер ставит задачи (цитата): «После регистрации партии и первой, вполне понятной, радости, наступают трудовые будни. Партию мы с вами регистрировали исключительно как инструмент, при помощи которого мы все рассчитываем начать планомерную работу по реализации пунктов программы нашей партии».

Итак, трудовые будни современного политпроекта начинаются, как ни странно, с регистрации партии. То есть, ещё нет ни причины появления политического объединения, консолидированной идеи преобразования государства, ни обоснованной и понятной идеологии, ни расчётов и прогнозов своей деятельности, ни кипящих масс, готовых поддержать движение, зато регистрация стоит во главе угла. Как лавка по продажи пива — стартует с получения свидетельства о государственной регистрации субъекта и лицензии на деятельность. И такая практика поставлена в России на поток — «делать» партию не на годы и не для консолидации всех россиян, а «под ключ» непосредственно перед выборами и под них. Даже появились специалисты-технологи по данной проблематике. Для них партия — как товар.

Существует, к примеру, у какого-то бизнесмена не идеологический, а ситуативный интерес попробовать свои силы в политике. Деньги есть, они уже потеряли ценность, захотелось попробовать себя на ином поприще — получить почёт, уважение, депутатский значок, возможность влиять на общественно-политические и социально-экономические процессы в стране, регионе, городе, районе, открывать любые двери. Или сделать карьеру своим родственникам и друзьям. Этот бизнесмен — готовый покупатель партии, готовой и опробованной в избирательных боях или создающейся под решение локальной задачи. На продажу, в частности.

Следующая цитата из программы партстроительства вышеупомянутого проекта наглядно демонстрирует деградацию партийного строительства и философии его созидания: «Партия, если она создаётся с самыми серьёзными намерениями, может иметь лишь одну единственную цель: получение политической власти. Для этого участие в выборах, жизненно важная задача. Партия, которая не работает над выборами, которая не стремится легально проводить в органы власти всех уровней максимально большое количество своих сторонников, обречена играть роль декорации политического процесса».

Печально, но так считает и информационно обработанное российское общество. Собрали кружок богатых людей, зарегистрировали кооператив, раскрутили его на ТВ и в Интернете, провели нужных людей в думы всех уровней, в исполнительные органы, а далее — работа над получением преференций. Тот, кто вращался в депутатских кругах даже районного уровня, наверняка, слышал фразу из разряда «затратился на кампанию, теперь нужно компенсировать вложения». Как они «отбиваются» — не вопрос данной публикации, но в подавляющем случае — это лоббирование бизнес-решений, удушение конкурентов, коррупционные схемы разного порядка.

То, что эти явления есть, что ими пронизаны все слои управления — государственными мужами даже не отрицается. Причём всевозможные комитеты по борьбе с коррупцией возглавляют на всех уровнях лица, уполномоченные на осуществление функций государства. Откроем официальный сайт национального антикоррупционного комитета. На главной странице — Президент РФ Владимир Путин заявляет: «Мы победили олигархию, справимся и с коррупцией». И далее: «Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям».

В общем, бороться с коррупцией нужно, но репрессировать коррупционеров — не совсем. А призывать — и вовсе запрещено. Это как с нашим уголовным кодексом: статья за призыв к государственному перевороту есть, а за сам госпереворот — нету. Премьер-министр Дмитрий Медведев чуть ниже Президента тоже против коррупции: «Тот, кто получает или дает взятки, должен быть жестко наказан, чтобы он понял, что совершил преступление. И каждый служащий, от милиционера до судьи, должен понять, что коррупция сразу положит конец его карьере».

О победе над коррупцией высшие должностные лица страны говорят в будущем времени. Это когда-то должно случиться. Но когда? Когда борьба станет общенациональным делом. А как она станет общенациональным делом, если борьбой с коррупцией в органах власти уполномочены заниматься всё те же представители власти? Как раз и коррумпированные по совместительству. Которые для отвода глаз при всевозможных министерствах, администрациях, комитетах, главках и управлений создали карманные так называемые общественные советы, которые имеют на органы власти такое же влияние, как кошка на хозяина квартиры. Их функция — максимум дать интервью назойливым СМИ. Впрочем, и СМИ давно перестали быть инструментом общественного и рабочего контроля.

Вот поэтому любая партия в нынешней России — это прежде всего возможность попасть во власть, поучаствовать в процессах, контролировать и направлять их в соответствии со своими интересами и запросами бизнес-партнёров, компенсировать свои расходы, но никак не изменить саму систему власти и условия жизни народа, т. е. большинства, и страны в целом.

А теперь не о «зиц-председателях» партий-проектов, а о реальных её учредителях. Об олигархах. То есть представителях крупного финансово-промышленного капитала в органах власти.

Возникает вопрос: зачем олигархам вкладывать средства в партию, шансы на успех которой не высоки? Ведь гораздо проще и стабильней приобрести несколько мест в списке какой-то более раскрученной политической силы и получить неприкосновенность и вожделенную власть. Это может быть несколько дороже, но практически гарантированно. Тем не менее, количество инвесторов, судя по количеству лидеров «второго эшелона», которые заявляют о своих предвыборных планах, не уменьшается. Инвесторы, отнюдь, не глупцы.

Основных причин, которые толкают бизнес на рискованные политические вложения несколько. Во-первых, цены на места в списке лидеров гонки становятся все более заоблачными. Во-вторых, на решение о финансировании влияют внутрикорпоративные договоренности. Мелкие партии на любых выборах оттягивают электорат у более крупных в своем сегменте. В-третьих, в случае лояльного поведения в ходе избирательной кампании остаются шансы в дальнейшем получить устойчивые позиции в бизнесе или приблизиться к политическому олимпу определённого уровня.

В-четвертых, когда из АП бизнесмену звонят и говорят — профинансируй такую-то партию, а не то у тебя с твоим бизнесом возникнут трудности, то от такого «предложения» трудно отказаться. Вот и тащит российский бизнес еще один оброк — политический.

Как сделать партию лояльной? Ведь это не один человек и даже не сотня. Для этого создаются проекты с жёсткой иерархией и зависимостью членов структуры от вышестоящих руководителей. Взял, например, сеть магазинов и ресторанов, и сделал всех её сотрудников во всех регионах России членами партии, а директоров филиалов- лидерами местных партячеек. Права и обязанности членов такой партии сродни должностным инструкциям официантов — не умничать, а поднимать руки по команде в ходе конференций и съездов и не задавать лишних вопросов своим хозяевам.

Жизнеспособны ли такие партии? Уже 25 лет политическая жизнь России показывает, что да, пока жизнеспособны. Несмотря на то, что ряд проектов, выполнив свои функции, «успешно» утилизирован. Показательными примерами того, исчезают партии-проекты под лидера, являются канувшие в лету блок «Выбор России», партии «Демократический выбор России», «Наш дом — Россия». Избиратели пока ещё не готовы реагировать на новые вызовы и реалии.

Отличительно яркой и весьма поучительной для россиян становится история Партии регионов на Украине. Кстати, межпарламентский партнёр «Единой России». Имея 15-летний стаж партстроительства, получив в свои ряды почти полтора миллиона членов партии во всех 26 регионах, одержав победу на выборах президента, создав большинство в законодательном органе страны, сформировав правительство, регионалы умудрились развалиться и всё это потерять буквально за несколько дней.

Ведь даже когда произошёл госпереворот, Янукович то ли бежал, то ли был похищен (в соцсетях «гуляет» и такая версия исчезновения главы государства), Партия регионов обладала всеми рычагами власти — от спикера парламента и Премьер-министра, до губернаторов и мэров большинства областей и городов всей Украины. Но главное — было моральное преимущество и поддержка народа. Партия регионов могла одномоментно делегитимизировать Верховную Раду, сложив мандаты. И никто никогда не придумал бы неконституционную должность и.о. президента, не назначил бы на неё Александра Турчинова, не отменил бы действие конституции Украины, не назначил бы сомнительные выборы главы государства, на которых не менее сомнительно победил Пётр Порошенко и не развязал бы карательную операцию против жителей Новороссии.

Год назад приходилось довольно часто читать, что произошедшее на Украине никогда и ни при каких условиях невозможно в РФ. Сегодня количество оптимистов заметно снизилось. А значит, возникает вопрос: какая партия России в случае чрезвычайной ситуации сможет не только взять ситуацию под контроль, легитимизировать институты власти, не отдать руль радикалам и иностранцам, выполнить волю народа и сохранить Россию? Из перечня нынешних парламентских сил под названный перечень не попадает ни одна. Потому что все они ничем не отличаются от коллег из Партии регионов, Компартии Украины и примкнувших к ним парламентских мажоритарщиков. Любое шатание внешне устойчивого трона на самом деле развалит властную пирамиду, пробудит и даст шанс радикальным и националистическим элементам, посеет хаос в массах, вызовет резкий антагонизм людей в отношении к власть имущим партиям-проектам, лидеры которых будут озабочены исключительно спасением собственных ресурсов, а не выполнением возрастающих требований народа.

Предстоящие выборы думцев не внесут кардинальных изменений в существующий расклад сил. Это прогнозируется на уровне экспертов, как явно и то, что на горизонте нет оппозиционной структуры, которая бы могла «рокировать короля» и остановить деградацию государства.

Таким образом, мы приходим к выводу, что России нужна иная партия. С совершенно другими принципами построения, формирования идеологии, управления, взаимодействия, реакции на запросы общества, отношения друг к другу рядовых членов, большой численностью сторонников и широким набором инструментов для влияния на политику в государстве. Но главное, пожалуй, что эта партия не должна быть технологической, создаваться не под лидера и олигархов и не под определённые выборы и решение локальных политических задач, а как постоянно действующий ответственный механизм реализации идей и общественного контроля вне зависимости от присутствия в органах власти. Конечная же цель такой партии-долгостроя — приход во власть, ликвидация остатков либерального режима, принятие новой Конституции, наведения порядка и регулирования во всех сферах хозяйствования, построение воистину народного и нравственного государства.

Скажете, что это утопия? Что народ не готов к партии нового типа и реализации большой идеи? На данном этапе, возможно, что и не готов, так как не вырвался из рамок стереотипов. Так как живёт иллюзией, что завтра придут другие политики, которые лучше, чем сегодняшние, а сегодняшние исправятся и станут лучше, чем завтрашние. Не придут и не исправятся. Как не сделали этого за 25 лет, создавая личные партии-предприятия и иллюзию политической борьбы. В закостеневшей и оторванной от реалий касте олигархов и обслуживающих их депутатов и функционеров — другие задачи, ставки и интересы. Но когда большая идея овладевает массами, тогда она становится силой. И чем больше людей воспримут идею в качестве своей, тем больше сила.

Все, кто хотел бы участвовать или помогать в строительстве партии нового типа — милости просим. Работы очень много.

Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий