Культ дистанционного управления: как контролируют сотрудников на удаленке
©Shutterstock/ Fotodom
Большой босс следит за тобой: это не антиутопия, а реальность для сотрудников, опробовавших во время пандемии формат дистанционной работы. Хорошо, если она предполагает выполнение определенных задач к заданному сроку – легко отчитаться перед начальством. Поможет и высокий уровень доверия в коллективе. Но что если нет ни того, ни другого?
Сегодня офисное ПО предоставляет массу возможностей для цифрового контроля за подчиненными. При этом он практически не регулируется законодательно. Этику удаленной работы тоже нельзя назвать устоявшейся. В результате в сетевых «курилках» можно встретить рассказы о руководителях, склонных к микроменеджменту: они следят за экранным временем подчиненных, делают скриншоты рабочих столов или вовсе записывают действия коллег на камеру.
Случаются и громкие истории. На днях The New York Times сообщила об инициативе китайской ИТ-компании Health Boost, снабдившей своих сотрудников подушками для стульев якобы для мониторинга здоровья. Оказалось, что подушка контролирует время, проведенное на рабочем месте: работникам угрожали лишением премии за незапланированные перерывы.
Можно понять и работодателей. По данным опроса американской исследовательской компании Owl Labs, 80% руководителей опасаются снижения сфокусированности работников в условиях работы из дома. «Профиль» с помощью экспертов определил границы разумного в стремлении максимизировать производительность труда.
Bossware: техника шпионажа
ПО-инструменты для контроля за рабочим процессом подразделяют на две категории. Первая – bossware-программы, так называемые «следилки», или «колпаки», позволяющие начальству усиленно мониторить действия подчиненных. Их, в свою очередь, можно разделить на «видимые», чью активность можно отслеживать и даже ограничивать, и «невидимые», работающие в фоновом режиме, иногда без ведома пользователя устройства.
Сегодня рынок предлагает массу непрозрачных для работника решений. ActivTrak, CleverControl, Work Examiner, Teramind – вот только часть из них, и все могут работать в режиме «шпиона», а некоторые даже способны подключать видеокамеру и микрофон без разрешения пользователя. Отдельные сервисы (InterGuard) открыто рассказывают на своих сайтах о возможности скрытой установки, другие (Work Examiner, StaffCop) рекламируют возможность сохранения личных данных работника и призывают увольнять, премировать и обращаться в суд на основе аналитики их трекеров.
Впрочем, даже если работа bossware-приложения видна сотруднику, это не всегда облегчает ему жизнь. Например, в США набрало популярность приложение с говорящим названием Sneek (с англ. «ябеда»), которое каждые пять минут делает снимок пользователя и совершает видеовызовы с принудительным ответом. В Китае растет спрос работодателей на сервис DingTalk, который предлагает функцию автодозвона сотруднику, вдобавок требует ежедневных отчетов и следит за геопозицией в нерабочее время. По данным Reuters, возможности DingTalk сильно возмущают китайских работников, ставших его «жертвами». Появился даже своеобразный лайфхак: «увольняйтесь в тот день, когда начальник устанавливает DingTalk».
На российском рынке системы развернутого контроля за работой представлены такими решениями, как «Стахановец», Infowatch Person Monitor, Staffcop. Они умеют анализировать поведение, фиксировать касания клавиатуры, перехватывать данные рабочего стола, микрофона и веб-камеры, собирать статистику посещений веб-сайтов, приложений, мессенджеров и так далее. В результате руководитель получает детализированный отчет о действиях подчиненного, а работник – неусыпного «сторожа».
80% руководителей опасаются снижения сфокусированности работников в условиях работы из дома
Shutterstock/ Fotodom
Controlware: ничего личного, только бизнес
В противовес bossware разрабатываются controlware-сервисы, которые способствуют повышению эффективности, не нарушая личных границ. В идеале такие решения должны собирать неперсонализированную информацию, на ее основе формировать анонимный «цифровой слепок» сотрудника, запоминать поведенческий шаблон и сигнализировать руководству в случае его резкого изменения. Но пока что распространение получают решения попроще: VDI-платформы (виртуальные рабочие столы), BTS-решения (отслеживание ошибок), CRM-системы (управление взаимоотношениями с клиентами).
«Распространенным инструментом «мягкого» контроля можно назвать CRM-сервис «Битрикс24», – рассказала «Профилю» директор по персоналу компании Oberon Элина Кудишина. – Его основная цель – систематизация каналов коммуникаций с клиентами и автоматизация продаж. Загруженность сотрудника детально прорабатывается: необходимо нажимать кнопку «начать рабочий день», распределять задачи по часам и даже минутам, отмечать выполненные задания. При интеграции телефонии все входящие и исходящие звонки сохраняются, позволяя не только фиксировать контакт, но и анализировать разговоры. При этом данный сервис не связан с личными звонками/сообщениями и не требует круглосуточного присутствия в системе».
Еще один вариант «гуманного» контроля – использование нескольких программ, каждая из которых нацелена на проверку отдельных действий сотрудника. Например, можно сочетать менеджеры задач – облегченные (Trello, Asana, Salesforce) или более функциональные (Remedy, Microfocus, Naumen) – с видеоконференцсвязью (WebEx, Zoom, Microsoft Teams, TrueConf). Таким образом руководитель может оставаться в курсе выполнения работ и расставлять приоритеты, не вторгаясь в личное пространство сотрудника.
А как по закону?
В российском законодательстве границы цифровой слежки обозначены полунамеками, сообщает член коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Марина Пятенок. «В статье 22 Трудового кодекса РФ есть формулировка о том, что работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, а оперирование данными частично объясняет Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Но конкретизации нет, не закреплено даже само понятие контроля. Выходит, что практически все регламентируется локальными актами компании», – указывает она.
1 января 2021 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие дистанционную занятость. Они предусматривают, что рабочий график удаленщика может как устанавливаться трудовым договором и иными документами, так и определяться работником самостоятельно. При этом работодатель вправе уволить сотрудника, если тот не отвечает на запросы руководителя в течение двух дней.
Но тонкости цифровой слежки по-прежнему ускользают от внимания законодателей, отмечает Марина Пятенок: «С распространением цифровых офисов получили большое распространение фоновые программы слежения, предустановленные на выданные «на руки» удаленщикам ноутбуки и смартфоны. При этом далеко не все руководители предупреждают о наблюдении хотя бы общими фразами, не говоря уже о детальном акте. Разумеется, это незаконно».
Правила здорового контроля
Как выжать максимум эффективности из рабочего времени и не превратить жизнь сотрудников в ад? Собеседники «Профиля» рекомендуют придерживаться следующих правил.
Соблюдать баланс между личным и рабочим. Инструменты мониторинга должны собирать минимум необходимой информации, исключая персональные сообщения и пароли. К тому же процессы контроля необходимо ограничивать рабочим временем. Не помешают и дополнительные правила «дистанционного этикета». В частности, Элина Кудишина советует звонить коллегам только по предварительному согласованию в мессенджерах.
Устанавливать прозрачные правила игры. У работников есть право знать, какую информацию о них собирают. Эксперты советуют проводить разъяснительную работу с коллективом: доносить плюсы внедряемой системы, учить пользоваться ею, проводить тесты. «Мой опыт показывает, что при грамотном информировании сотрудники становятся ответственнее в расходовании рабочего времени еще до подключения ПО», – подчеркивает Кудишина.
Переключаться с наблюдения на поддержку. Следует изменить негативное отношение к самому факту контроля. «Можно показывать сотруднику всплывающие подсказки-напоминания, давать возможность анализировать собственные показатели, желательно в игровой форме, – говорит Василий Менцик, управляющий директор платформы речевой аналитики Transcript, используемой для контроля и обучения персонала. – Если руководитель обращает внимание только на ошибки сотрудника, эффекта обучения не будет, наоборот, такой подход демотивирует персонал».
Индивидуализировать подход. «Даже если вы видите, что сотрудник отвлекается от работы, ориентируйтесь не на этот факт, а на показатели эффективности в долгосрочной перспективе. Если ваш менеджер обсуждает личные темы в рабочее время, но при этом продает не хуже других, стоит оценить, почему так происходит. Может, дружеской беседой он восстанавливает силы? – рассуждает Менцик. – Кроме того, важно учитывать характер труда. Например, в работе ИТ-специалистов и копирайтеров значительная часть труда сводится к исследованиям, придумыванию, анализу. Это интеллектуальная деятельность, которая далеко не всегда фиксируется в CRM-системах».
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ
Источник: