Почему новые противопожарные нормы могут привести к миллиардным затратам

©Александр Рюмин / ТАСС

В МЧС подготовили новые Правила противопожарного режима в РФ, призванные актуализировать и упростить весь объем существующих в этой области требований. После обсуждения в кабмине они будут утверждены постановлением правительства и вступят в силу. Между тем эксперты считают, что новые нормы добавят административной и финансовой нагрузки на бизнес, потребуют миллиардных затрат из бюджетов всех уровней и создадут условия для проявления коррупции.

Новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации подготовлены МЧС в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Документ (имеется в распоряжении «Профиля») поступил для рассмотрения на заседании профильной рабочей группы.

Напомним, «регуляторная гильотина» – реформа контрольной и надзорной деятельности, в рамках которой переоценивается актуальность всех действующих норм, обязательных для бизнеса. Предполагается, что останутся только те, которые будут признаны соответствующими современным реалиям, а устаревшие и дублирующие отменятся или изменятся. Цель механизма – снять избыточную административную нагрузку на бизнес, создать систему понятных и четких требований, а также в целом улучшить бизнес-климат в стране.

Реформу предложил Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме в январе 2019 года. Специально для этой задачи в правительстве было создано новое подразделение – департамент регуляторной политики. Работа ведется в соответствии с утвержденной «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного и научного сообществ. Утверждены составы 41 профильной рабочей группы, в том числе по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Новый документ – Правила противопожарного режима в Российской Федерации – получился достаточно объемным, более 100 страниц. В нем подробно прописаны требования для различных территорий и объектов, включая многоквартирные и частные дома и их дворы, образовательные, культурные, религиозные и медицинские организации, производственные объекты, системы теплоснабжения, объекты транспорта. Документ устанавливает порядок для транспортировки пожароопасных веществ и материалов, операций со сжиженным газом, строительных работ. Отдельные разделы посвящены применению и реализации пиротехнических изделий, специальных сценических эффектов и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей.

Как говорится в пояснительной записке, при работе над документом был учтен анализ причин и последствий крупных пожаров, а также мониторинг практики применения действующих требований пожарной безопасности.

В результате были исключены избыточные требования по порядку применения керосина, содержанию спичечного производства, расстояний до временных строений. Также упростили требования к порядку обучения мерам пожарной безопасности, применению первичных средств пожаротушения.

Кроме того, вводятся новые требования к палаточным городкам для детского летнего отдыха. Они были разработаны на основе опыта пожара в таком лагере, расположенном на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» в Хабаровском крае. Трагедия произошла в ночь на 23 июля 2019 года. Площадь возгорания составила 2,4 тыс. кв. м, 20 из 26 палаток сгорели.

Погибли четверо детей. Причиной пожара был назван аварийный режим работы электросетей.
Также устанавливаются новые требования к площадкам, предназначенным для использования пиротехнических изделий, и к обязательному привлечению пожарных при отработке плана эвакуации объектов с массовым пребыванием людей.

Экспертное сообщество раскритиковало новые Правила противопожарного режима. Документ требует серьезной переработки, убеждены эксперты Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ). От региональных профессиональных сообществ в НСОПБ поступила масса замечаний и предложений – в общей сложности более чем на 60 листах.

«Принятие проекта постановления в данной редакции приведет к серьезным административным нагрузкам на хозяйствующие субъекты, повлечет за собой необоснованные финансовые расходы на бюджеты различных уровней и не создаст должных условий для снижения вероятности возникновения угроз причинения вреда для жизни и здоровья людей, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества», – говорится в заключении НСОПБ.

Документы, содержащие обязательные для исполнения требования, должны быть предельно понятными и не иметь двойного толкования, подчеркнул в беседе с «Профилем» президент НСОПБ Сергей Серегин. Новый же документ заставит обывателя проводить целый анализ для того, чтобы вычленить касающиеся его требования.

Необходимо, чтобы граждане выполняли четко установленные правила, а не гадали, что именно имеется в виду в нормативных документах. Например, один из пунктов правил предписывает им «соблюдать на производстве и в быту требования пожарной безопасности, выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими пожароопасными веществами, материалами и оборудованием». Но сейчас не существует перечня таких требований, отсутствует также определение понятия «меры предосторожности». Как тогда эти правила можно выполнить?

«В итоге любое действие гражданина может рассматриваться надзорным органом по своему усмотрению как несоблюдение мер предосторожности, и вина всегда будет доказана. Это создает условия для коррупционных проявлений», – считает Серегин.

Между тем введение новых требований приведет к миллиардным затратам со стороны федерального, регионального и частных бюджетов, отмечает эксперт. Например, одно из новшеств – проведение не реже одного раза в полугодие практических тренировок по эвакуации на объекте защиты с массовым пребыванием людей (50 и более человек). Согласно документу, такие тренировки должны проводиться при участии пожарно-спасательных подразделений. В настоящее время план эвакуации на объектах также отрабатывается раз в шесть месяцев, но противопожарные службы контролируют и оценивают данную работу в соответствии с планом проверок.

«Вводя такое требование, необходимо понимать реальную физическую возможность осуществить столько выездов для участия в эвакуации, а также финансовые возможности, связанные с этой работой. Представьте, сколько таких объектов в стране и сколько, соответственно, выездов пожарно-спасательные подразделения должны сделать в сутки.

Только на ГСМ, не считая амортизации техники и оборудования, необходимы миллиарды со стороны федерального и регионального бюджета», – говорит Серегин.

Еще одно вводимое требование, которое повлечет необоснованные расходы предпринимателей, связано с проверкой качества огнезащитной обработки конструкций.

Согласно новым правилам, это должна делать специально аккредитованная организация и подтверждать протоколом испытания.

«Сейчас огнезащиту на объекте контролируют ответственные за пожарную безопасность сотрудники. Например, огнезащиту по металлу проверяют в период эксплуатации раз в год на наличие трещин, сколов, отслоений и т.д. Весь метод контроля заключается в наблюдении, для этого необходимо только нормальное зрение – никаких специальных средств и финансовых затрат. Стоимость только одной аккредитации может достигать 500 тысяч рублей», – пояснил эксперт.

Самое же интересное – ответственность за нарушение противопожарных требований, добавил глава НСОПБ. Список ответственных лиц определяет закон «О пожарной безопасности». Это руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, руководители организаций и должностные лица с соответствующими компетенциями. При этом ни один нормативный акт не определяет, выполнение каких именно функций на них возлагается.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий