Вскрытие покажет: зачем ФНС неограниченный доступ к банковской тайне

©Shutterstock / Fotodom

С 17 марта Федеральная налоговая служба (ФНС) получила доступ к святая святых – банковской тайне. Поправки, внесенные в статью 86 Налогового кодекса РФ (пункт 2.1), обязывают кредитные учреждения передавать фискальным органам сведения и документы, касающиеся счетов, операций, активов клиентов.

ФНС много лет методично работало над решением этой задачи. Достаточно сказать, что первые попытки ведомства получить неограниченный доступ к банковской тайне датируются еще 2000 годом.

В принципе действующее законодательство априори позволяет государству знать о финансах гражданах буквально все. Особенно это касается тех, кто занимается бизнесом. ФНС вправе была направить в банк запрос, чтобы получить справки о наличии счетов, остатках на них или операциях за определенные периоды, вкладах, изменении реквизитов и т.п.

Кроме того, доступ к банковской информации имеет множество ведомственных организаций – суды, Росфинмониторинг, судебные приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие. Фискалы опираются на помощь ряда госструктур. Например, ГИБДД передает им сведения о регистрации транспортных средств, Росреестр – о сделках с недвижимостью, МВД – о смене паспортных данных и адреса.

Однако ФНС, прямо скажем, этого мало. В частности, для исключения потенциальных «серых» схем расчетов между предпринимателями налоговая ранее взяла под контроль операции по внесению либо снятию со счетов юрлиц сумм, превышающих 600 тыс. рублей.

Еще недавно это попадало под контроль лишь в случаях, когда денежные расчеты не имели непосредственного отношения к бизнес-деятельности компаний или индивидуальных предпринимателей. А теперь у налоговиков есть законное право запрашивать через банки пояснения о целях снятия наличных денег, источниках происхождения этих средств, равно как и любые другие сведения.

Внимание органов ФНС привлекают снятие средств, зачисленных на счет мобильного телефона, и почтовые переводы при суммах более 100 тыс. рублей. А еще – денежные переводы со счетов и на счета иностранных структур, работающих без образования юридического лица.

Также могут вызвать вопросы наличные и безналичные операции при сделках с недвижимостью, если сумма превышает 3 млн рублей. Подозрения вызывают счета и вклады юрлиц, которые существуют меньше трех месяцев, зачисления и списания средств в тех случаях, если операции не проводились со дня открытия счета.

Таким образом, де-факто под запретом сегодня могут оказаться практически все крупные сделки с неподтвержденными доходами. За нарушения банковский счет может быть заблокирован, информация об операциях передана не только в Росфинмониторинг и ФНС, но и правоохранительным органам.

На самом деле в действующем законодательстве о банках и так определено, что кредитные организации обязаны предоставлять сведения по запросам контролирующих органов. Если документ правильно оформлен и мотивирован, то отказать банк не вправе.

Обоснованным считается запрос в конкретных случаях. В частности, в отношении компании или ИП, где проводится налоговая проверка, в случае если принято решение о взыскании налоговой задолженности или приостановки операций по счету.

Обязательным считается и запрос в отношении физлица (без статуса ИП) в случае проведения налоговой проверки. Кроме того, точно так же банки реагируют на обращения других государств в рамках международного сотрудничества по борьбе с доходами, нажитыми преступным путем. Срок на передачу информации – три дня со дня подачи мотивированного запроса.

Так что же изменилось? А вот что: теперь банки дополнительно будут обязаны передавать ФНС копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете, доверенности на получение денег со счета, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях, сведения о представителях клиента.

Нововведения главным образом затронут тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами, открывал счета на подставных лиц, работает через представителей. Это значит, что процедура получения «серого» кэша (наличных) становится все более проблемной и дорогой.

Впрочем, есть здесь и тонкие места. К ним относятся, например, схемы перечисления денег подконтрольному ИП за «оказание услуг» и снятия этих средств со счетов. Они едва ли будут применимы при проверке счетов, открытых в иностранных банках. В случае с российскими кредитными учреждениями серьезно уменьшатся размеры сумм, которые можно будет снять таким способом.

Во время проверок налоговый инспектор наверняка обратит внимание на сложные многоступенчатые сделки; регулярные затраты на услуги, реальная рыночная стоимость которых не может быть определена объективно; платные консультации и выплаты по сделкам нематериального характера. Сомнения могут также вызвать наличие сети контрагентов-однодневок (без штата, офиса, доходов руководителя и со множеством счетов в различных банках) и значительные издержки на договоры с такими партнерами.

Строже теперь будут отслеживаться и схемы с использованием судебных решений, службы приставов и нотариата, которые активно использовались в прошлом году.  Работало это так: создавался фиктивный долг, который потом закрывали перечислением через депозитный счет нотариуса.

Под колпаком окажутся не только предприниматели. С расширением доступа ФНС к банковской тайне в зону риска потенциально попадают переводы на счета физлиц.

Надо понимать, что в «крестовом походе» против «обнала» все чаще привлекают к уголовной ответственности номинальных руководителей фирм. Сейчас ФНС в состоянии отслеживать махинации с налогами и обналичиванием. Благодаря автоматизированным системам контроля «подсвечиваются» подозрительные данные в декларациях, сомнительные сделки между контрагентами. Перспектива быть обвиненным в хищении – серьезное испытание для номинального менеджера. На основе их показаний органы ФНС способны устанавливать реальную схему финансовых операций, ее участников и заказчиков.

Усиление контроля за коммерческими банками неизбежно коснется всего, что связано с иностранным капиталом, – доходов граждан от зарубежных компаний, долевого участия нерезидентов в российском бизнесе, поступления денег в страну из-за границы и т.д. В зоне особого контроля окажется деятельность бенефициаров, выгодоприобретателей, владельцев.

Причем контроль по новым правилам будет распространяться на нескольких направлений. Среди них: доходы в виде прибыли контролируемой иностранной компании (в т.ч. фиксированной прибыли), доходы от долевого участия, дивиденды (в т.ч. те, которые выплачиваются российским акционерам иностранных компаний). Важный нюанс – теперь эти доходы облагаются НДФЛ по ставке 15%.

Кроме того, для ФНС представляют интерес документы о контролируемых иностранных компаниях. С декабря 2020 года за искажение информации либо непредоставление информации по этим вопросам виновные могут быть оштрафованы на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Неограниченный доступ к банковской тайне поможет ФНС проверять претендентов на льготы. Иностранные компании в этом права ограничены. В частности, они не могут рассчитывать на пониженные страховые взносы, положенные субъектам МСП, снижение взносов и налога на прибыль в рамках поддержки IT-отрасли России.

Обычных граждан, у которых есть счета в банках (не имеющих статуса ИП), изменения в законе о банковской тайне фактически не коснутся. При условии, конечно, что они не занимаются обналичиванием в чьих-то интересах и не отмывают деньги, нажитые преступным путем.

Для запроса информации о банковских счетах физлиц, как и раньше, потребуется решение руководства ФНС или проведение проверки, но для этого нужны веские основания. Вне налоговых проверок у ФНС, как и раньше, не будет полного доступа к банковским тайнам граждан.

Однако тенденции к ужесточению фискального контроля за населением РФ таковы, что не остается сомнений: скоро и эту сферу выведут из тени. Современные технологии позволяют ФНС следить практически в режиме реального времени не только за финансово-хозяйственной деятельностью больших и малых компаний, но и за доходами и расходами частных лиц. Сложностей здесь особых нет. Если банки знают, сколько денег и на что вы тратите со своих дебетовых и кредитных карт, то фискальным органам эта информация, безусловно, доступна.

Автор – управляющий партнер консалтинговой компании TopLine

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий