Угроза: мирный атом по-украински
Фото отсюда
Очевидное обострение ситуации в Донбассе ставит регион на грань прямого военного столкновения между Россией и Украиной. При этом военная риторика заходит, порой, куда дальше, чем стоило бы. Но дело в том, что при этом нередко вскрываются темы, несущие угрозу уже сами по себе, вне контекста войны. Проблемы там накапливались годами, что приводит к потенциальной опасности, превосходящей даже военную. Что, впрочем, не мешает использовать их же в качестве угрозы.
Некоторое время назад г-н Зеленский публично посетовал, что у Украины нет ядерного оружия. По его мнению, отказ от ядерного статуса был «предательством страны и большой ошибкой». И вот сейчас на его слова отозвались: ядерная тема была использована для военных угроз в адрес нашей страны. На днях в телеграм-канале «Запорожская АЭС» было опубликовано следующее: «На самом деле, такое оружие у нас есть. Если Россия попробует помешать Украине навести конституционный порядок в Донбассе и в Крыму, и попытается нас уничтожить — они заплатят высокую цену! Мы можем загрузить все 13 реакторов ВВЭР-1000 ядерным топливом Westinghouse, и у нас есть герои, у которых не дрогнет рука выполнить последний приказ. Украина не сдастся! Слава Украине». Неясно, насколько данный канал действительно имеет отношение к атомной отрасли Украины и неясно, кого именно данные граждане собрались взрывать (первой жертвой подобного акта терроризма станет сама Украина). Тем не менее, очевидно, что основным угрожаемым регионом России в этом случае становится как раз её русский Юг. Разумеется, вероятность того, что всё это не более, чем пустопорожняя болтовня людей, разучившихся отвечать за свои слова, близка к 100%. Но в связи с этим возникает другой вопрос: а насколько безопасен украинский мирный атом в принципе? Без скидки на войну. И вот здесь ответ действительно может не обрадовать.
Достаточно вспомнить, что та же самая Запорожская АЭС не так давно останавливала свои энергоблоки на экстренный ремонт, продлившийся несколько месяцев. Так что же в принципе там происходит?
От Советского Союза Украине досталась процветающая атомная энергетика, которая до сих пор решает многие её проблемы. При этом эксплуатируется она нещадно. В 2014-2016 годах Украина нарастила нагрузку на свои АЭС, подняв уровень вырабатываемой ими энергии с 43% до 52,4% от всей получаемой. Украина заняла 9-е место в мире по количеству работающих реакторов, притом что в Европе их количество сокращается. Тем не менее, советские АЭС вырабатывают свой ресурс и их надо модернизировать, а зачастую и возводить новые реакторы.
Но это очень дорого. К примеру, правительство Украины планировало модернизировать Хмельницкую АЭС, утвердив смету на два энергоблока на сумму свыше 72 млрд грн. (более $2,7 млрд). Но в 2015 году соглашение «Росатомом» на эту тему было расторгнуто постмайданными властями по политическим соображениям. После этого украинская сторона решила привлечь к проекту чешскую Skoda JS a.s., так как их предложения были дешевле аналогичных от Areva, Westinghouse. Но выяснилось, что данная структура входит в российский холдинг «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ) и проект снова завис в воздухе. С тех пор особо никуда не продвинувшись. На массовую же постройку новых реакторов рассчитывать тем более нельзя. Причина банальна: у Украины нет денег.
В то же время для работающих советских реакторов время истекает: их предел работы закончится уже в 2020-х и 2030-х годах. И очевидно, что действующие украинские власти просто надеются переложить груз решения этих проблем на своих преемников. Но решать их необходимо было ещё вчера: по мнению экспертов, ожидать проблем с ними можно уже в любой момент.
Все действия Киева здесь сводятся к продлению сроков эксплуатации этих советских энергоблоков. Как на всё той же Хмельницкой АЭС. Вот только дело в том, что технологией продления срока эксплуатации корпуса реактора ВВЭР-1000 сейчас владеет только «Росатом». И ещё большой вопрос, смогут ли украинские специалисты справиться с этой задачей сами. Эксперты же утверждают, что реакторы придётся массово закрывать уже в 2023—2025 году. Притом что сейчас атомная отрасль даёт 50% всей электроэнергии в стране. Но какая-либо стратегия в этом направлении полностью отсутствует. Что из себя представляет отрасль сейчас, можно увидеть на примере первого энергоблока Южно-Украинской АЭС, срок эксплуатации которого истёк в 2013 году, но был продлён на 10 лет. Просто так, явочным порядком.
И такая ситуация беспокоит не только российскую сторону, но и Европу, которая вполне осознаёт возможные последствия. Но и финансировать обновление украинской энергетики тоже не готова.
В данный момент все сходятся на том, что критическая проблема состоит в следующем: Украина однозначно будет продлевать данные сроки не один раз. И это уже откровенно опасно.
Впрочем, изношенность реакторов не является единственной проблемой украинского «мирного атома». В 2008 году был подписан политически мотивированный договор с американской компанией Westinghouse об обеспечении ядерным топливом от трёх до шести украинских АЭС с теми самыми реакторами ВВЭР-1000. Уже в 2014 году договор был продлён до 2020 года, а в 2018 году — до 2025 года. Соглашение было в самом деле обширным: оно предусматривало поставку ядерного топлива на 7 из 15 украинских атомных блоков. При этом эксперты изначально заявляли о высоком риске катастрофы в случае замены «родных» топливных блоков на технологически иные американские.
И это далеко не всё. Также нарастает угроза того, что если Украина будет и далее расширять долю американского атомного топлива – возникнут серьёзные проблемы, связанные с хранением отработанного ядерного топлива. Дело в том, что хранить данные опасные отходы на Украине практически негде. Те склады, что имелись на её территории со времён СССР, уже переполнены. Что же до повторной переработки отходов, то её осуществляет только Россия, а американские партнёры отработанное топливо назад не принимают. Несколько лет назад американская компания «Holtec International» сообщила о проекте создания большого хранилища ядерных отходов в чернобыльской зоне отчуждения. Но этот проект предполагает хранение отработанного топлива в контейнерах на поверхности земли. Подобный способ предельно опасен, о чём также говорят эксперты.
В целом же состояние украинской атомной энергетики можно резюмировать словами ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича: «Нет денег, специалистов и особого желания. Завтра власть может поменяться, и это уже будут проблемы новых чиновников, так зачем беспокоиться сейчас? Я не исключаю, что все энергоблоки будут переданы в управление западным компаниям, которые будут заниматься их модернизацией или ремонтом. Но если случится непоправимое и на АЭС рванёт, то это уже будут проблемы не только Украины, а всего региона» (с).
Увы, вероятность подобного сценария нарастает на Украине без всякой войны.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: