«После 10-летних побоев женщина сошла с ума»: Жанна Исабаева о домашнем насилии (фото)

Источник: nur.kz

Казахстанский режиссер, сценарист и продюсер Жанна Исабаева дала откровенное интервью порталу NUR.KZ, в котором рассказала о своем новом авторском фильме "Отвергнутые". Лента обнажает проблемы бытового насилия и дискриминации женщин в современном обществе.

Каждый фильм Жанны Исабаевой — это вызов, квинтэссенция размышлений автора над острыми проблемами современности, сопереживание чужой боли и желание изменить действительность к лучшему.

В своих картинах она показывает реальную жизнь без прикрас, со всеми ее трудностями и несправедливостями. Очередная лента Жанны Исабаевой "Отвергнутые" повествует о молодой 25-летней женщине Айганым, которая после долгого отсутствия решает вернуться домой в аул, к своей многочисленной родне.

7 лет назад она путем невероятных усилий уехала учиться в Алматы, влюбилась в парня, который сначала обещал жениться, но когда Айганым забеременела — исчез. Семья отреклась от Айганым и ее рожденного вне брака сына. Через несколько, после смерти отца, семью возглавил старший сын Кайрат. Айганым много страдала в одиночестве. Ее сыну тоже нужна родня. Айганым возвращается домой, к своим корням, желая снова стать частью своей семьи. Любой ценой.

Что побудило Вас на создание такого фильма?

У меня такое ощущение, что это не я выбираю темы для своих фильмов, а они выбирают меня. Идея накрывает и не отпускает. Ей сопротивляешься сначала, а затем сдаешься, начинаешь писать сценарий. Я много езжу по стране и часто сталкиваюсь с дискриминацией женщин. Как-то в провинции была в доме, где женщин не сажают за стол, они лишь обслуга. Я была единственной женщиной за столом и меня это возмутило, я потребовала, чтобы все присутствующие в доме женщины были усажены за стол.

Я добилась своего, но эти женщины были очень подавлены за столом, а хозяин дома оскорблен. Я решила снять этот фильм потому, что домашнее насилие у нас в стране ошибочно считается делом личным, семейным. Ну бьет муж свою жену, это их личное дело, зачем вмешиваться, сами разберутся. Это развязывает садистам руки. Мы должны изменить отношение к теме домашнего насилия. Домашних садистов нужно карать по всей строгости закона. Женщина не должна иметь меньше прав, чем мужчина.

Основан ли фильм на реальных событиях?

Все события, описанные в фильмы, реальны, просто мы со сценаристом Виктором Немченко собрали разные реальные случаи и сплели из них историю одной семьи. Меня часто обвиняют в том, что я слишком жестокий и тяжелый фильм сняла, но я хочу сказать, что я еще пожалела зрителей.

Как Вам такая реальная история, когда беременную молодую женщину месяцами жестоко избивает не только муж, но и свекр, а она вешается на девятом месяце беременности? Или история о том, как после десятилетних побоев женщина сходит с ума и в припадках безумия каждый день пытается убить своих родных детей, принимая их за шайтанов? Жизнь круче вымысла. У домашних садистов более богатая фантазия на тему издевательств, чем у сценаристов.

Кто является прототипом главных героев?

У главной героини Айганым есть реальные прототипы. Это молодые девушки, которые в силу разных причин родили детей вне брака в раннем возрасте. Этими прототипами забиты все “Дома мамы”, это изгои, от которых отказались родственники. Эти молодые девушки и их незаконнорожденные дети обречены на вечный позор и гонения семьи.

Образ Кайрата — архетип среднестатистического аульского мужчины с поврежденной психоматрицей, сбитой системой координат. Он творит зло, совершенно не осознавая этого. Образ матери Кайрата – это воплощение нашего уята, когда мнение окружающих важнее всего на свете. Их всех жалко и всех ненавидишь. В этом фильме отвергнутые – все.

Какие чувства должен вызвать фильм у читателей? В чем его главный посыл?

Общество должно признать трагическое состояние с правами женщин в Казахстане. Посыл в том, что наша казахская женщина должна, наконец, осознать свою ценность, начать уважать себя и отстаивать свои права. Я сейчас получаю много писем со всех уголков Казахстана и самые приятные из них, когда какая-нибудь женщина пишет, что этот фильм о ней и так жить больше нельзя. Или мужчина написал о том, что всей большой аульской семьей посмотрели фильм, а затем несколько дней обсуждали и решили, что так жить нельзя, женщины нуждаются в большем уважении. Это посыл и он дошел до адресатов.

Насколько актуальна проблема бытового насилия в Казахстане?

Это не проблема, а национальная катастрофа. Статистика ужасающая. До 700 женщин ежегодно погибает в результате домашних побоев. Две женщины в день. И это только официальные данные, зарегистрированные случаи, которые дошли до сведения правоохранительных органов. На самом деле жертв гораздо больше. Совершенно нет статистики по количеству женщин, ставших инвалидами и доведенных до самоубийства в результате семейной тирании.

Что сподвигло Вас работать с фильмами такого жанра?

Я снимаю авторское кино на те темы, которые волнуют лично меня, как женщину, гражданку, режиссера. Мне неинтересно снимать коммерческие фильмы для развлечения публики, ради кассы, денег. Я вам не клоун. Кинорежиссер Адильхан Ержанов хорошо сказал по этому поводу:” Есть два типа режиссеров: одни любят деньги, а другие кино”. Я отношу себя ко вторым. Если рассматривать искусство, как средство коммуникации, то авторское кино говорит со зрителями сложным языком драмы, конфликта, исследования. Это часто больно. Но у меня есть свой зритель и это самый лучший зритель на свете: неравнодушный, чуткий, думающий человек. Для меня большая честь делать кино для таких людей.

Есть ли уже в планах новые проекты? Если да, то какие?

Этим летом я сняла, смонтировала свой новый фильм “Судьба”. Я долго думала: кто такой “герой нашего времени”? Это не рэкетир, не батыр, не мажор. Это обычный молодой парень, который в любых сложных ситуациях ведет себя достойно, потому что у него есть честь. Когда в последний раз Вы слышали или употребляли слово “честь”? А между прочим, это самое главное, что отличает хорошего человека от всякой падали. Работа над фильмом приостановлена, так как мы сейчас ищем 75 тысяч долларов на ее завершение.

Добавить комментарий