Маньяк — как зеркало американизма
Как уже широко растрезвонили новостные ленты, президент США Дональд Трамп связал множественные случаи массовой стрельбы в стране с психическими заболеваниями преступников. Так он отреагировал на новую серию бесконечного сериала «маньяки с огнестрелом». Напомним, что 3 августа сего года произошла стрельба в торговом центре Walmart в Эль-Пасо (Техас) на границе с Мексикой. В результате погибли 20 человек, еще 26 человек ранены. Спустя несколько часов — еще один инцидент со стрельбой произошел в Дейтоне, штат Огайо. Жертвами инцидента стали десять человек, включая стрелка, еще 26 пострадали. Вечером воскресенья из окна автомобиля в Чикаго неизвестный открыл огонь по детской площадке. В итоге 7 человек ранены — им от 19 до 25 лет.
Америке не привыкать к маньякам, рассадником которых она давно стала, но и невнимательному очевидно, что плотность бессмысленных расстрелов возрастает. Если раньше они случались из года в год, то теперь – изо дня в день. Система, которая всему миру навязывает себя, как идеальная, заслужила неприятные для неё вопросы…
Слова Трампа о том, что «ненависти нет места в нашей стране» похожи на бессмысленные заклинания. Как это нет, если каждый день безумцы детей расстреливают? Казалось бы, Трамп констатирует очевидное: человек, выходящий на улицу с оружием и десятками расстреливающий незнакомых ему людей, включая маленьких детей (самому младшему из погибших в Эль-Пасо — 2 года), ненормален.
Но вопрос надо ставить иначе: почему количество маньяков из года в год нарастает, и нет ли связи между сумасшествием, как массовым явлением, и либерально-рыночной системой, повергающей человека в постоянный «стресс выживания»? Ничего такого Трамп не сказал.
Он сослался на предшественников, отметив, что проблема с массовыми расстрелами не решается годами (явно намекая «не при мне началось»), и, мол, это необходимо остановить. Как будто Обама призвал это расширить и углубить! Трамп ритуально и дежурно обсудил происшествия с генеральным прокурором, директором ФБР, членами Конгресса. В итоге назвал стрелявших «очень серьезно психически больными», и успокоился.
Мол, либерально-рыночный капитализм сам по себе, а агрессивные психи сами по себе. Не коррелируют. Только их почему-то всё больше и больше. Динамика очевидна, выводов нет. Ну, разве может лидер капитализма (т.е. зоологизма отношений) признаться, что выращивая хищников, неизбежно будешь ими покусан?
Выводы за Трампа делают другие. Культ насилия, широко распространенный сейчас в США, очевиден и приводит к ужасающим последствиям, заявил конгрессмен-республиканец Стив Скалайз 4 августа.
«Насилие считается нормальным и превозносится на наших экранах ежедневно. Вместо того, чтобы обращаться за профессиональной психологической помощью, люди радикализуются на онлайн-форумах», — пишет Скалайз.
Политик подчеркивает, что медиакультура поощряет смотреть на людей не как на соседей и сограждан, а исключительно с позиции того, согласны они с твоими партийными убеждениями или нет. Результатом является опасное разобщение народа и ненависть к тем, с кем вы не согласны. Что часто приводит к жестоким результатам.
О чём умолчал Скалайз? О том, что медиакультура – зеркало. Людям интересны только те медиа, которые отражают их реальность и их настроения. И людям не могут быть интересны медиа, которые убегают от реальности, преподносят воображаемый мир.
Оттого медиа не могут стать культурными сами по себе. Они должны опираться на общины высокой культуры, которые и становятся потребителями их медиа-продукции.
В своё время Б.Ельцин очень много сделал для запуска телеканала «Культура» в РФ, фактически придумав и профинансировав этот замысел: телеканал высоких смыслов без рекламы и пошлости. Это заставляло нас тогда иронизировать в газете: «даже Ельцин, как человек, шире и сложнее ельцинизма». Мотивации Ельцина, как человека, нам очень понятны: он в каком-то смысле боялся того, что натворил, отстранялся сам от себя, как бандит, принесший доллар в благотворительный фонд.
Ельцин хотел сделать телеканал, который оторвался бы от мрачной и чудовищной реальности ельцинизма, сварганить некое медиа, живущее в космосе «мировой культуры» и оторванное от реальности гражданского бытия.
Телеканал «Культура» рейтинговым так и не стал. В чём-то он играл и играет роль «факультета ненужных вещей» и «бюро невостребованных находок». В чём-то служит «опиумом интеллигенции» — одурманивающе-обезболивающим средством для измученных реальностью образованцев. В какой-то мере (и это тоже неизбежно) – он стал проводником вычурных и безумных извращений, которыми рынок подменяет «высокую культуру», не понимая разницы между просвещением и растлением, здоровой элитарностью и патологическим извращением.
Но самое главное: на общественные процессы чужеродный звериному рыночному социуму канал «Культура» не влиял и повлиять не может. Если общество снизу доверху пронизано идеалом и психологией насилия и манипуляции, обмана и подлога – ему не могут быть интересны произведения искусства, не отражающие этого. Они воспринимаются или как бред, или как лживая изворотливость.
Культура вырастает из культа (ценностей, общественной морали, представления о святом и грешном) – как цветок от корня. Цветок, срезанный с корня, годится разве что на сухой гербарий, да и то в лучшем случае. Если цветок без корней не засушить – он начнёт гнить и вонять.
Мировая культура во всём её многообразии формировалась для обслуживания сперва христианских, а потом близких к ним социалистических ценностей. Художники не просто так изощрялись ради изощрения: они из века в век стремились заклеймить порок, эстетически обосновать устои добродетели, их произведения в любом жанре – дышат и живут социальным смыслом.
Если художество отделить от общественного пафоса – то получится или сухой мёртвый гербарий, или вонючая, склизкая гниль. Что, собственно, мы и видим: современная культура или мертва, как мумия в руках египтологов, или гниёт растлевающими миазмами.
Америка переполняется психами. И не она одна. Весь рыночный мир, выстроенный на лжи и насилии, провоцирует неустойчивую психику спрыгнуть с ума под сверхдавлением стресса, причём в самую агрессивную сторону. Например, пока американский конгрессмен сетовал, что «в нынешней Америке культура смерти очевидна» -в Москве был задержан «проукраинский» блогер, призывавший убивать… детей силовиков. Не самих силовиков, а их детей! Это что, не «культура смерти» из Огайо, где безумец расстрелял двухлетнего грудничка?!
Мы видим непреложный факт: оружие было в Америке всегда, но частые массовые расстрелы — примета нынешнего времени. Так что изменилось? Победа над СССР сняла в США ограничители и сдерживающие капитализм элементы. Инстинкт самосохранения вытесняется культурой смерти, и не в СМИ (СМИ лишь отражают) – а непосредственно в быту.
Конгрессмен Скалайз, безусловно, прав, но он описывает следствие. Причина же в том, что способность к достижению разумной договоренности была исключена из американской внутриполитической действительности, что особенно ярко показали политические пертурбации последних лет, когда явная ложь и пропагандистские зомбирующие осады общественного мнения не оставили места рассудку и взвешенности.
Поскольку никто не собирается к ним возвращаться, а пытается выдвинуть в качестве панацеи тот или иной законопроект, то ситуация будет только ухудшаться. И это США делают собственными руками. Не только с собой, но и со всем миром.
Навязывая под видом ориентиров будущего – путь в никуда.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: